Институт истории материальной культуры РАН, Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия [lvishn@yandex.ru]
Резюме. Работа посвящена истории становления «магической гипотезы» происхождения искусства. Магическая гипотеза, сменив игровую (гипотеза «искусства для искусства») в самом начале прошлого века, господствовала в науке до середины 1960-х годов и не утратила влияния по сей день. Её основоположником считается французский искусствовед и филолог Саломон Рейнак, статья которого «Искусство и магия», вышедшая в 1903 г., оказала огромное влияние на современников и во многом предопределила ход разработки проблемы на последующие полстолетия с лишним. Однако в действительности, вопреки традиционной точке зрения, первым, кто сформулировал и обосновал магическую гипотезу происхождения искусства, был не Рейнак, а петербургский журналист и популяризатор науки Л. К. Попов (1851–1917). В 1880 г. он опубликовал научно-популярную книгу «Из первобытной жизни человека». Один из её разделов был посвящён проблеме назначения рисованных и скульптурных изображений животных, находимых в культурных слоях стоянок «века оленя». Спроецировав этнографические данные на археологические находки, Попов пришёл к выводу, что эти изображения служили для их создателей средством, с помощью которого можно было «действовать на оригинал», «приобрести над ним некоторую власть». Хотя впоследствии Попов представил свои идеи и аргументы также на французском (1890) и английском (1891) языках, его гипотеза, опередившая время, осталась не замеченной и не оценённой современниками. В статье даётся характеристика работ Попова, посвящённых проблеме происхождения искусства, оценивается степень их оригинальности и новизны в сравнении с работами Э. Тайлора и других западноевропейских исследователей второй половины XIX века. Кратко рассматривается вопрос о том, знал ли Рейнак о гипотезе его русского предшественника. В статью включён также биографический очерк, содержащий малоизвестные сведения о жизни Л. К. Попова.
Ключевые слова: палеолит, происхождение искусства, магическая гипотеза, история науки, С. Рейнак, Л. К. Попов.
Материал поступил 18.10.2018.
DOI: 10.31600/2658-3925-2019-1-48-63
Для цитирования: Вишняцкий Л.Б. О подлинном авторе магической гипотезы происхождения палеолитического искусства. Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований. 2019 (1), 48-63. DOI: 10.31600/2658-3925-2019-1-48-63
Список литературы:
Алексеев А. Д. 1993. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии. СПб.: Наука.
Аноним. 1897. Л. К. Попов (Эльпе). К 25-ти-летию литературной деятельности. Новое время (иллюстрированное приложение). СПб., суббота, 4-го (16-го) января 1897 года. № 7491, 7.
Афанасьев Н. 1917. Л. К. Попов (некролог) // Новое время. Пг., вторник, 3 (16) октября 1917 г., № 14887, 5.
Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А. 1968. Краткая история ботаники. М.: Наука.
Богданов А. (ред.-сост.). 1889. Материалы для истории научной и прикладной деятельности в России по зоологии и соприкасающимся с нею отраслям знания преимущественно за последнее тридцатипятилетие (1850–1888). Т. 2. М.: Типография М. Г. Волчанинова.
Брока П. 1873. Везерские троглодиты. Природа: популярный естественно-исторический сборник. Кн. 2.
Вакуловский Н. Н. 1897. Л. К. Попов (Эльпе). Научное обозрение 4, 146–148.
Васильевский Р. С. 1987. Антропоморфные изображения и их интерпретация. В: Васильевский Р. С. (ред.). Антропоморфные изображения. Новосибирск: Наука, 19–27.
Мухачёв Ю. В. (ред.-сост.). 2006. Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М.: Парад.
Масанов И. Ф. 1958. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Т. 3. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты.
Петкова Г. (сост.). 2003. Хроника литературной жизни русского зарубежья. Болгария (1919–1940). Литературоведческий журнал 17, 369–451.
Пилипенко О. 2011. Біля витоків молекулярної біології. До 130-річчя публікації трактату «Основи молекулярної біології» та 160-річчя від дня народження його автора Л. К. Попова. Вісник Національної академії наук України 11, 61–71.
Попов Л. К. 1880. Из первобытной жизни человека. СПб.: Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке).
Попов Л. К. 1881. Происхождение живописи (опыт решения вопроса с антропологической точки зрения). В: Попов Л. К. Популярные очерки по естествознанию. СПб.: издание книжного магазина А. Цинзерлинга, 159–178.
Попов Л. К. 1882. Обзор научной и учебной литературы. Русская речь 4, 327–346.
Райков Б. Е. 1959. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина. Материалы к истории эволюционной идеи в России. Т. 4. М.-Л.: Изд-во АН СССР.
Рейнак С. 1938 [1904]. История искусств («Аполлон»). М.-Л.: Госстройиздат.
Уваров А. С. 1881. Археология России. I. Каменный период. М.: Синодальная типография.
Филиппов А. К. 2004. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб.: ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия».
Фомин И. И. 1912. Искусство палеолитического периода в Европе. М.: Печатня А. И. Снегиревой.
Формозов А. А. 1983. Начало изучения каменного века в России. М.: Наука
Формозов А. А. 1986. Страницы истории русской археологии. М.: Наука.
Фролов Б. А. 1966. Зарубежная литература о содержании палеолитического искусства (1952-1964 гг.). Советская археология 1, 297-305.
Фролов Б. А. 1971. Открытие и признание наскальных изображений ледниковой эпохи. История одного коллективного открытия. В: Микулинский С. Р., Ярошевский М. Г. (ред.). Научное открытие и его восприятие. М.: Наука, 194–235.
Фролов Б. А. 1974. Числа в графике палеолита. Новосибирск: Наука.
Фролов Б. А. 1992. Первобытная графика Европы. М.: Наука.
Щербакова А. А. 1961. История цитологии растений в России в XIX веке. М.: Изд-во АН СССР.
Balfour H. 1893. The evolution of decorative art. New York: Macmillan and Co.
Bernardin R. J. 1876. Les archives et les monnaies préhistoriques. La Revue savoisienne, 17ème année, 11–13.
Bourgeois L., Delaunay A. 1865. Notice sur la Grotte de la Chaisse. Revue Archéologique 12, 90–94.
Conway W. M. 1891. Dawn of art in the ancient world. London: Percival and Co.
Curtis G. 2012. The cave painters: Probing the mysteries of the world’s first artists. New York: Random House.
Laming-Emperaire A. 1962. La signification de l’art rupestre Paléolithique. Méthode et applications. Paris: Editions A. et J. Picard et Cie.
Lang A. 1882. The art of savages. II. Representation. The magazine of art 5, 303–307.
Palacio-Pérez E. 2013. The origins of the concept of ‘Palaeolithic art’: theoretical roots of an idea. Journal of Archaeological Method and Theory 20, 682–714.
Piette E. 1873. Sur la grette de Gourdan, sur la lacune que plusieurs auteurs placent entre l’âge du renne et celui de la pierre polie, et sur l’art paléolithique dans ses rapports avec l’art gaulois. Bulletins de la Société d’anthropologie de Paris 8 (2ème série), 384–425.
Piette E. 1874. La grotte de Gourdan pendant l’âge du renne. Matériaux pour l’histoire primitive et naturelle de l’homme V (2ème série), 53–79.
Popoff L. 1890. L’origine de la peinture. Revue scientifique XLVI, 399–403.
Popoff L. 1891. The origin of painting. Popular Science Monthly 40 (November), 100–107.
Popoff L. 1894. The origin of art. Popular Science Monthly 44 (April), 827–833.
Reinach S. 1889. Antiquités nationales. Description raisonnée du Musée de SaintGermain-en-Laye. Vol. 1. Epoque des alluvions et cavernes. Paris: Firmin-Didot.
Reinach S. 1900. Phénomènes généraux du totémisme animal. Revue Scientifique 14 (4ème série), 449–57.
Reinach S. 1903a. Gustave Chauvet. Notes sur l’art primitif. Angoulème, Coquemard, 1903. Revue Archéologique 1 (4ème série), 290–91.
Reinach S. 1903b. L’art et la magie. A propos des peintures et des gravures de l’âge du Renne. L’Anthropologie 14, 257–266.
Reinach S. 1913. Repertoire de l’art Quaternaire. Paris: Ernest Leroux.
Richard N. 1993. De l’art ludique a l’art magique. Interprétations de l’art pariétal au XIXe siècle. Bulletin de ta Socété préhistorique française 90, 60–68.
Tylor E. B. 1865. Researches into the early history of mankind and the development of civilization. London: John Murray.