Национальный университет Австралии, здание Рональда Вильсона, FCT 2600, Канберра, Австралия [nicolas.peterson@anu.edu.au]
Резюме. В статье «Монополизация знания, социальное неравенство и эгалитаризм» Ольга Артёмова стремится доказать, что доколониальные общества австралийских аборигенов явили нам необычный пример того, как социальное неравенство могло строиться на внеэкономической основе. Она считает анализируемый ею тип социального неравенства производным сложной религиозной системы, контролировавшейся старшими мужчинами, которые целенаправленно пролонгировали период посвящения молодых мужчин в ранг полноправных «взрослых». Я в целом разделяю эту точку зрения и согласен с тем, что австралийская система неравенства имеет некоторые специфические черты, и что главную роль в ней играло религиозное знание. Однако факты свидетельствуют, что подспудные экономические интересы тоже влияли на систему, но при этом характер её был таков, что неравенство не могло стать наследственным.
Ключевые слова: неравенство, Австралия, полигамия, экономика знаний.
Материал поступил 24.11.2019, принят 19.02.2020.
DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-55-63
Для цитирования: Питерсон Н. Неравенство у аборигенов Австралии в доколониальный период. Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований. 2020 (1), 55-63. DOI: 10.31600/10.31600/2658-3925-2020-1-55-63
Список литературы:
Altman J. 1984. Hunter-gatherer subsistence production in Arnhem Land: the original affluence hypothesis re-examined. Mankind 14 (3), 179–190.
Artemova O. 2016. Monopolisation of knowledge, social inequality and egalitarianism: an evolutionary perspective. Hunter-Gatherer Research 2, 5–37.
Bell D. 1983. Daughters of the Dreaming. Melbourne: McPhee Gribble, George Allen and Unwin.
Bern J. 1979. Ideology and domination: towards a reconstruction of the Australian Aboriginal social formation. Oceania 50, 118–132.
Burbank V. 1994. Fighting Women: Anger and Aggression in Aboriginal Australia. Berkeley: University of California Press.
Hamilton A. 1970. The role of woman in Aboriginal marriage arrangements. In: F. Gale (ed.). Woman’s Role in Aboriginal Society. Canberra: Australian institute of Aboriginal Studies, 17–20.
Hart C., Pilling A. 1960. The Tiwi of North Australia. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Hiatt L. 1986. Aboriginal Political Life. The 1984 Wentworth Lecture. Canberra: Australian Institute of Aboriginal Studies.
Hiatt L. 1996. Arguments about Aborigines: Australia and the Evolution of Social Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press.
Keen I. 1994. Knowledge and Secrecy in an Aboriginal Religion: Yolngu of North-East Arnhem Land. Oxford: Oxford University Press.
Kirk R. 1981. Aboriginal Man Adapting: the Human Biology of Australian Aborigines. Oxford: Clarendon Press.
Leacock E. 1978. Women’s status in egalitarian society: implications for social evolution. Current Anthropology 12, 247–275.
Lloyd J. 2014. Violence and tragic events: the nature of domestic violence-related homicide cases in central Australia. Australian Aboriginal Studies 1, 99–110.
McCarthy F., McArthur M. 1960. The food quest and the time factor in Aboriginal economic life. In: Mountford C. (ed.). Records of the American-Australian Scientific Expedition to Arnhem Land. Vol. 2. Anthropology and Nutrition. Melbourne: Melbourne University Press, 145–194.
Maddock K. 1972. The Australian Aborigines: a Portrait of Their Society. Harmondsworth: Penguin Books.
Meehan B. 1977. Man does not live by calories alone: the role of shell fish in a coastal cuisine. In: Allen J., Golson J., Jones R. (eds.). Sunda and Sahul. New York: Academic Press, 493–531.
Meggitt M. 1964. Indigenous forms of government among the Australian Aborigines. Bijdragen 120, 163–178.
Meggitt M. 1965. Marriage among the Walbiri of central Australia: a statistical examination. In: Berndt R. M., Berndt C. H. (eds.). Aboriginal Man in Australia: Essays in Honour of Emeritus Professor A. P. Elkin. Sydney: Angus and Robertson, 146–166.
Myers F. 1986. Pintupi Country, Pintupi Self: Sentiment, Place and Politics Among Western Desert Aborigines. Washington: Smithsonian Institution Press.
Pink O. 1936. The land owners of the northern division of the Aranda tribe, central Australia. Oceania 6, 275–305.
Rose F. 1960. Classification of Kin, Age Structure and Marriage Amongst the Groote Eylandt Aborigines. Berlin: Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin.
Sahlins M. 1972. Stone Age Economics. Chicago: Chicago University Press.
Shapiro W. 1970. Local exogamy and the wife’s mother n Aboriginal Australia. In: Berndt R. (ed.). Australian Aboriginal Anthropology. Perth: University of Western Australia Press, 51–69.
Sharp L. 1958. People without politics. In: Ray V. (ed.). Systems of Political Control and Bureaucracy in Human Societies. Seattle: Washington University Press, 1–8.
Stanner W. E. H. 1965. Religion, totemism and symbolism. In: Berndt R. M., Berndt C. H. (eds.). Aboriginal Man in Australia: Essays in Honour of Emeritus Professor A. P. Elkin. Sydney: Angus and Robertson, 207–237.
Stanner W. E. H. 1979. White Man Got No Dreaming. Essays 1938–1973. Canberra: Australian National University Press.