ООО «Аристо Северо-Запад» Будапештская ул., 97, Санкт-Петербург, 192283, Россия [dblyshko@gmail.com]
Резюме. В статье реконструируется первоначальное положение плиты с петроглифами из коллекции Национального музея Республики Карелия на мысе Пери Нос III. Предлагаемая реконструкция базируется на источниковедческом анализе архивных документов, полевых археологических исследованиях, работе с музейными коллекциями и трёхмерном моделировании. Публикуются новые данные из архивов Г. Халльстрёма и Ф. М. Морозова. Для проверки реконструкции положения плиты используются средства виртуального моделирования: цифровая фотограмметрия, скульптинг, проецирование архивных фотографий на трёхмерную модель. На основе данных биографической литературы устанавливается дата вывоза плиты с мыса Пери Нос III — 1935 г. Делается вывод, что положение плиты нетипично для онежских петроглифов. В момент создания изображений она представляла собой блок, отделённый от скального основания. Высказывается предположение о перспективности поиска новых изображений на сходных блоках.
Ключевые слова: онежские петроглифы, Пери Нос, Г. Халльстрём, Ф. М. Морозов, цифровая фотограмметрия, 3D-моделирование.
Материал получен 21.02.2021, доработан 23.02.2021, принят 21.04.2021
DOI: 10.31600/2658-3925-2021-1-87-106
Для цитирования: Блышко Д. В. «Глыба, нависающая над водой»: виртуальная реконструкция первоначального положения плиты с петроглифами из коллекции Национального музея Республики Карелия на мысе Пери Нос III по архивным данным. Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований. 2021 (1), 87-106. DOI: 10.31600/2658-3925-2021-1-87-106
Список литературы:
Жульников А.М. 2006. Петроглифы Карелии: Образ мира и миры образов. Петрозаводск: Скандинавия.
Лобанова Н.В. 2015. Петроглифы Онежского озера. М.: Русский фонд содействия образованию и науке.
Потемкина Т.М. 2016. Небо на скалах Онежского озера по данным археоастрономии. Archaeoastronomy and Ancient Technologies 4, 19–80.
Равдоникас Ф.В. 1978. Лунарные знаки в наскальных изображениях Онежского озера. В: Васильевский Р.С. (ред.). У истоков творчества (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука, 116–132.
Спиридонов А.М. 2016. Археология в Карельском государственному музее (середина 1920-х — начало 1950-х гг.). Вестник Национального музея Республики Карелия 7, 41–62.
Щеглов Г.Э. 2012. Хранитель. Жизненный путь Федора Михайловича Морозова. Минск: ВРАТА.
Davis A., Belton D., Helmholz P., Bourke P., McDonald J. 2017. Pilbara rock art: Laser scanning, photogrammetry and 3D photographic reconstruction as heritage management tools. Heritage Science 5, 25.
Estes J.E., Jensen J.R., Tinney L.R. 1977. The use of historical photography for mapping archaeological sites. Journal of Field Archaeology 4, 441–447.
Hallström G. 1969. Monumental Art of Northern Sweden From the Stone Age: Nämforsen and Other Localities. Stockholm: Almqrist & Wiksell.
Koutsoudis A., Blaž V., George I., Fotis A., George P., Christodoulos Ch. 2014. Multi-image 3D reconstruction data evaluation. Journal of Cultural Heritage 15, 73–79.
Poikalainen V., Ernits E. 2003. The Hermitage rock from Lake Onega. В: Вилинбахов Г.В., Короткевич Б.С., Мазуркевич А.Н., Пиотровский Ю.Ю. (ред.). Древности Подвинья: исторический аспект. По материалам круглого стола, посвященного памяти А.М. Микляева (6–8 октября 1999 г.). СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 176–184.
Poikalainen V., Ernits E. 2019. Rock Carvings of Lake Onega II: The Besov Nos Region. Karetski and Peri Localities. Tartu: Estonian Society of Prehistoric Art.