Институт истории материальной культуры РАН, Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия [lvishn@yandex.ru]
Резюме. Среди наскальных изображений на разных континентах встречаются фигуры лучников с веерообразно расходящимися над головой прямыми линиями. Эти линии обычно трактуют как лучи (солярные символы), волосы или перья, украшающие головные уборы. Исключением в этом отношении является Южная Африка, где благодаря наличию богатых историко-этнографических материалов давно установлено, что линии над головой лучников — это стрелы, которые бушмены часто держали не только в колчанах за спиной, но и под надевавшимися на голову повязками. В статье рассматривается выдвинутая треть
века назад и ныне почти забытая гипотеза, согласно которой некоторые похожие рисунки в других регионах тоже могут изображать людей, использовавших голову как своего рода колчан.
Ключевые слова: наскальные изображения, лучники, стрелы, голова-колчан.
Статья поступила 19.04.2024, принята 02.05.2024
DOI: 10.31600/2658-3925-2024-1-93-106
Для цитирования: Вишняцкий Л. Б. Голова-колчан в наскальном искусстве. Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований. 2024 (1), 93–106, DOI: 10.31600/2658-3925-2024-1-93-106
Список литературы:
Байпаков К. М., Марьяшев А. Н., Потапов С. А., Горячев А. А. 2005. Петроглифы в горах Ешкиольмес. Алматы: OST-XXI век.
Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. 2005. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойнура (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН.
Гаспраров М. (сост.). 1982. Поздняя латинская поэзия. Пер. с лат. М.: Художественная литература.
Клавдий Клавдиан. 2008. Полное собрание латинских сочинений. Пер. с лат. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та.
Лукиан. 2001. О пляске. В: Лукиан Самосатский. Сочинения. Пер. с др.-греч. Т. 2. СПб.: Алетейя, 30–48.
Пигафетта А. 1950. Путешествие Магеллана. Пер. с итал. М.: Гос. изд-во географической литературы.
Соколов А. М. 2014. Айны: от истоков до современности (Материалы к истории становления айнского этноса). СПб.: МАЭ РАН.
Тараканов А. В. 2004. Наскальное искусство Северной и Центральной Индии. Дис. … канд. ист. наук. Кемерово.
Almasy L. 1936. Recentes explorations dans le Desert Libyque. Cairo: E. & R. Schindler.
Anati E. 1968. Rock-Art in Central Arabia. Vol. 1. The ‘Oval-headed’ People of Arabia. Louvain: Institut Orientaliste.
Barrow J. 1801. An Account of Travels into the Interior of Southern Africa, in Years 1797 and 1798. Vol. 1. London: T. Cadell and W. Davies.
Barrow J. 1806. An Account of a journey to Leetakoo, the residence of the chief of Booshuana nation, being the remotest point in the interior of Southern Africa to which Europeans have hitherto penetrated. In: Barrow J. A Voyage to Cochinchina in the Years of 1792 and 1793. London: T. Cadell and W. Davies, 361–437.
Berger F. 1994. Arrows in bandeaux. Pictogram 6 (2): 26–31.
Blasco C. 2005. Arte levantino y mundo animal. Cuadernos de Arte Rupestre 2, 59–80.
Bosc-Zanardo B., Bon F., Fauvelle-Aymar F.-X. 2008. Bushmen arrows and their recent history: crossed outlooks of historical, ethnological and archaeological sources). In: Petillon J.-M., Dias-Meirinho M.-H., Cattelain P., Honegger M., Normand C., Valdeyron N. (eds.). Projectile weapon elements from the Upper Palaeolithic to the Neolithic (Acts of Colloque C83, XVth UISPP Congress, Lisbon, September 2006). Palethnologie 1, 341–360.
Brass M. 2018. Early North African cattle domestication and its ecological setting: a reassessment. Journal of World Prehistory 31, 81–115.
Brooke Somons Ph. 1998. The Life and Work of Charles Bell. Vlaeberg: Fernwood Press.
Campbell C. 1986. Images of war: a problem in San rock art research. World Archaeology 18, 255–268.
Daniell S. 1804. African Scenery and Animals at the Cape of Good Hope. London.
Jung M. 1991. Bronze Age rock pictures in North Yemen. East and West 41, 47–78.
Leakey M. 1983. Africa’s Vanishing Art. The Rock Paintings of Tanzania. London: Hamilton.
Le Quellec J.-L., Fauvelle F.-X., Bon F. 2015. Cattle Theft in Christol Cave. A Critical History of a Rock Image in South Africa. St-Benoist-sur-Mer: Traces.
Lopez-Montalvo E. 2015. Violence in Neolithic Iberia: new readings of Levantine rock art. Antiquity 89, 309–327.
Muller-Karpe A. 2002. Der Krieg als Bildmotiv in der prahistorischen Kunst Nordafrikas. Kleine Schriften aus dem Vorgeschichtlichen Seminar Marburg 52, 23–30.
Nash J. 2005. Assessing rank and warfare-strategy in prehistoric hunter-gatherer society: a study of representational warrior figures in rock-art from the Spanish Levant, southeastern Spain. In: Pearson M. P., Thorpe I. J. N. (eds.). Warfare, Violence and Slavery in Prehistory: Proceedings of a Prehistoric Society Conference at Sheffield University. (BAR IS1374). Oxford: Archaeopress, 75–87.
Neuayer E. 1993. Lines on Stone. The Prehistoric Rock Art of India. New Delhi: Manohar.
Ouzman S. 2003. Indigenous images of a colonial exotic: imaginings from Bushman southern Africa. Before Farming 1 (6).
Porcar J. B. 1953. Las pinturas rupestres del barranco de Les Dogues. Archivo de Prehistoria Levantina IV: 75–80.
Rosenthal E., Goodwin A. J. H. 1953. Cave Artists of South Africa. Cape Town: A. A. Balkema.
Ruiz Lopez J. F. 2007. Teatro de sombras. La modulacion espacial de las figuras en el arte rupestre levantino. Cuadernos de Arte Rupestre 4, 207–228.
Sinclair-Thomson B. 2021. Painted for war: rock art depictions of archers with arrow headdresses in the Eastern Cape, South Africa // Bettencourt A. M. S., Santos-Estevez M., Sampaio H. A. (eds.). Weapons and Tools in Rock Art: A World Perspective. Oxford: Oxbow Books, 161–172.
Stow G. W. The Native Races of South Africa. London: Swan Sonnenschein & Co.; New York: The Macmillan Co. Stow G. W., Bleek D. F. 1930. Rock-Paintings in South Africa. London: Methuen & Co. Vinnicombe P. 1967. Rock-painting analysis. The South African Archaeological Bulletin22 (88), 129–41.
Utrilla P., Martinez-Bea M. 2007. La figura humana en el arte levantino aragones. Cuadernos de Arte Rupestre 4, 163–205.
Willcox A. R. 1984. The Rock Art of Arrica. New York: Holmes & Meier Publishers.
Willcox A. R. 1988. Arrows in bandeaux. Pictogram 1 (3): 3–4.
Wood J. G. 1982. The Uncivilized Races of Men in All Countries of the World. Vol. 1. San Francisco: J. A. Brainerd & Company.
Woodhouse H. C. 1987. Inter- and intragroup aggression illustrated in the rock paintings of South Africa. Suid-Afrikaanse Tydskrif vir Etnologie 10 (1), 42–48.